Долгая, теплая и сухая осень 2018 года преподнесла сюрприз жителям и гостям Весьегонска — из-под воды показался участок железной дороги вековой давности.
Вода в Рыбинском водохранилище уходит от берега практически каждый год, обнажая то, что осталось от старого Весьегонска. Однако затопленный участок старинной железной дороги появляется значительно реже. И это событие привлекло на берег Рыбинки жителей города и туристов. Деревянные шпалы, выеденные морем бруски, заржавленные гвозди-костыли для крепления шпал выглядят после 100 лет, как настоящие арт-объекты.
Посмотрите на фотографии жительницы Весьегонска Татьяны Вавиловой:
«Военно-срочная» дорога
История создания и жизни этой железной дороги не менее романтична и странна, чем ее нынешняя скрытая, по большей части, жизнь.
Железнодорожную линию из центра России в Весьегонск и дальше планировалось построить еще в конце 19 века. В то время Весьегонский район имел высокую плотность населения и развитую промышленность, требующую логистики. Участок дороги Овинище-Весьегонск-Суда начинали строить еще в 1916 году.
Однако, настоящее и причем очень спешное строительство началось ровно 100 лет назад в 1918 году.
Дорогу строили для военных нужд как рокадную. На строительство, по принципу военно-революционного времени, быстро и в большом количестве собрали инженеров, строителей и солдат. Строительство дороги объявили «военно-срочным». В болотистых участках, которых много в наших краях, сначала строили временную эстакаду, а потом прокладывали пути:
На снимке со спутника яндекса видна насыпь подтопленной части дороги:
Предполагалось, что дорога соединит Овинище, пройдет через Весьегонск и дальше, до Суды, где соединится с одновременно с Северной дорогой на Петроград и Савёловской до Москвы. Таким образом было бы продублировано сообщение Москва-Петроград.
Всю осень 1918 года шли земляные и строительные работы, к которым привлекались и весьегонские жители. Многим нашим землякам это позволило выжить в условиях гражданской войны: на стройке хорошо платили так называемыми «совзнаками» и продуктами.
В середине октября 1918 года по реке Мологе в Весьегонск прибыл на барже первый паровоз. А весной следующего года по временной линии, проложенной по эстакаде над болотом, ходили уже два паровоза с балластными составами.
«Восьмое чудо света» в Весьегонске
В конце 1918 года было начато строительство практически восьмого чуда света, как называли его весьегонские патриоты, деревянного 500-метрового моста через реку Мологу. Были построены деревянные быки и ледорезы, которые уже весной 1919 года были проверены на прочность сильнейшим ледоходом. Весной 1919 года, после того, как сошел лед, уникальное строительство продолжилось. Мост быстро строился все лето с помощью барж и временного моста.
О том, какие космические эмоции разбудило в жителях-патриотах Весьегонска строительство, пишет краевед Борис Расцветаев:
«Строительство закипело мгновенно и бурно, целая армия плотников вздыбила на берегу горы леса. В этом было что-то былинное. Русский топор создал эти чудно сложенные горы чисто выструганных брёвен, хитро врубленных друг в друга под разными углами. Это было совершенно оригинальное и неповторимое инженерное сооружение: верстовой железнодорожный мост целиком из дерева! Уникальный и единственный. О нём узнал бы весь мир, со временем стали бы ездить путешественники из разных стран, чтобы посмотреть на новое — восьмое — чудо света. Весьегонск стали бы отмечать на карте условным значком «достопримечательность».»
Железная дорога трудной судьбы
Последующая судьба железной дороги и деревянного моста покрыта загадками и туманами. Фактически нет подтвержденных сведений о том, была ли она достроена. По наиболее достоверным источникам на участке Весьегонск-Суда и через мост над Мологой в течении 1919 года двигались рабочие поезда и военные эшелоны.
Революционный ветер переменил направление, дорога потеряло «военно-срочное» значение и уже через несколько лет после строительства дорога была заброшена и частично разобрана.
Постоянный мост через Мологу, несостоявшееся «восьмое чудо света», по данным сайта «Савёловская глухомань», не был достроен. Был только временный. По данным газеты «Октябрьская магистраль» деревянный мост сгорел в 1919 году. Еще одна версия у писательницы Людмилы Синицыной, которая цитирует эмоционального краеведа Бориса Расцветаева:
“Заброшенный мост стоял ещё несколько лет, и его опоры чрезвычайно мешали судоходству. Если бы он служил своему назначению, с этим бы мирились, но когда вот так — ни с того ни с сего — брёвна перегораживают ход, естественно, наступил момент, когда его взялись ломать. То-то было грому, треску и плеску! — вспоминает Расцветаев, — Особенно трудно было расправиться с клиновыми, коваными гвоздями с взъершенными рёбрами («мёртвыми»), которые даже не пытались вытаскивать. Их попросту выпиливали. А когда в конце концов потеряли терпение, — ломать оказалось хуже, чем строить, — решили повалить останки великого творения путём взрывов, что и было приведено в исполнение.”
Столетние болты в деревянных сваях на фотографии Татьяны Вавиловой:
Такие вот поистине необыкновенные события разворачивались у нас, в тихом ныне Весьегонске, 100 лет назад. Это больше похоже на какую-то былину или сказку. Однако есть материальное подтверждение этому рассказу — выглянувшая на свой столетний юбилей из-под воды Рыбинского моря старинная железная дорога с необыкновенной судьбой. А еще, конечно, сбылись мечты весьегонских патриотов вековой давности, и Весьегонск стал настоящей достопримечательностью на туристической карте России.